Советы родителям

 

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, малыш испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Бедность словаря является одной из причин, вызывающих в дальнейшем школьную дезадаптацию. И поэтому мы, взрослые, должны помочь детям овладеть родным языком, пополнить пассивный словарь детей,  расширить и обогатить активный, поощрять любую речевую активность ребенка.

Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении и как эффективного средства словарной работы. Очень актуальны словесные речевые  игры, которые помогут ребёнку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование.  

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Речевые игры направлены не только на развитие речи ребенка, но и  развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок. Эти речевые игры можно использовать с дошкольниками с 3 лет, но особенно они важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любое время и в любой обстановке.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1. Прежде всего, взрослый должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок и пр.

3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий, соответствовали возрасту.

6. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

7. Словесные игры могут проводиться в различные время. Их можно использовать как развлечение, на прогулке и пр.

          Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы.

Для дошкольников 3 – 4 лет важен непосредственный контакт взрослого и ребёнка, а также опора на зрительные изображения. Взрослый является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности. Перед началом игры взрослый должен познакомить ребёнка с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. Взрослому желательно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал».

         Средний дошкольный возраст  (4 – 5 лет) ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое?», «Назови лишнее слово»), описательные признаки («Что подарили Наташе?», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде?», так же можно использовать договариваниедетьми слов, недосказанных взрослым) и пр. Учим детей сравнивать предметы, описывать их, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

          У детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры. В данном возрасте меняется и роль взрослого. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет.

Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 4 группы:

1. Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?», «Отгадай предмет по названию его частей»).

2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», «Путаница», «Придумай небылицу», «Логический поезд»).

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»).

4. Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», «Краски», «Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», «Было – будет», «Один много»).

Такие словесные игры и упражнения можно использовать на прогулке, во время подвижных игр и т.п.

Существует ряд специальных упражнений для речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.

Подбор прилагательных к предмету (игра «Слово-признак подбери»). Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: взрослый показывает игрушку, картинку или называет слово, а ребёнок называет как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Например: «Какие бывают собаки?» - ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи.Взрослый может добавить - пастушьи, пожарные и т.п.

- Узнавание по признакам предмета (игра «Узнавание»). Взрослый предлагает ребёнку отгадать, что это: зеленая, растёт у дома, кудрявая, стройная, белоствольная. Ребёнок отгадывают - береза. В составлении таких загадок может участвовать и сам ребёнок. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

- Подбор к предмету действий (глаголов) (игра «Слово-действие подбери»):

а) Для детей младшего и среднего дошкольного возраста для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Ребёнку показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?». Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а ребёнок указывает на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?».

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

- Подбор к действиям предмета (игра «Угадай, что это?»): На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? - Солнце.

- Подбор к действию объектов: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 5 - 6 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».

- Подбор обстоятельств: Учиться можно как? Хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

Подбор антонимов (игра «Скажи наоборот»). У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст…Дорога широкая, а тропинка…Перо легкое, а гиря…

             Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство… Ночью темно, а днем… . 

- Составные части целого. Дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это? (слайд 17)

- Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса.

   - Подбор обобщающих слов (игра «Маме мяч бросай и…» в зависимости от темы игры возможны варианты животных называй (транспорт, фрукты и т.д.) Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая  мяч взрослому, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда взрослый называет видовые понятия, а ребёнок – обобщающие слова. Другой вариант игры «Лови, бросай, дни недели называй» (закреплять временные понятия в активном словаре ребенка).   

  - Игра «Подбери словечко» В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета).

Для детей старшего возраста можно использовать другой вариант игры. Взрослый читает предложения, ребёнок - вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон: он принес... .Надо распилить дрова; где наша...? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне...». Затем предложения составляли сами дети, а заканчивала - воспитательница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...». Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких играх могут принимать участие и маленькие дети.

- Распространение предложений. Взрослый говорит: «Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?).  Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

- Добавление придаточных предложений («Добавлялкиили закончи предложение»). Взрослый читает главное предложение, а ребёнок заканчивают придаточное. Предложения детей 5-6 лет: «Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода. Мама пошла на рынок: чтобы купить картошки и мяса».

 

Таким образом, речевые игры для увеличения словаря дошкольников служат средством полноценного общения и развития личности.  Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.

«Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

развернуть

      Эффективность коррекционно-развивающего процесса  зависит от совместной деятельности учителя-дефектолога и законных представителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества учителя-дефектолога и родителей относятся: формирование  мотивации к коррекционной работе с детьми; разъяснения правил развития речи детей; поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий. 

          Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители  воспитанников к выполнению рекомендаций учителя-дефектолога.

         Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал,   они получают возможность закрепления ребёнком полученных на коррекционных занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

         Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

         Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивает его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.          Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма.    Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.        

При занятиях с детьми родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.

Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

Формируйте положительную мотивацию выполнения задания, его дальнюю перспективу.

Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное задание.

Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам.

Помогайте ребёнку в выполнении задания только в том случае, если он в этом нуждается.

За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных  возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15- 20 минут. 

Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

         Ещё раз напоминаю: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.       Потянули - перестали. И нисколько не устали!

        Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону - губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю, и  на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

  Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И, при этом я считаю:  раз, два, три, четыре, пять...

  Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю. И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

  Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом  и потянем остриём.

  Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.  Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.  Скатываются зубки с горочки.

 

Упражнения дыхательной гимнастики

«Снежинка»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вата, мелкие бумажки, пушинки.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый  выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 

 

свернуть

«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

развернуть

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово.

К примеру, на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М?» Ребенок отвечает: «Рома».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры:

«Повтори за мной». Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.

«Найди место звука в слове». Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Назови первый звук в слове». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.

«Назови слово на заданный звук». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьеспа — первый звук [в']. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].

В старшей группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Давайте и мы с вами попробуем. Звуковой анализ слова МАК

  • М-м-мак - произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьмем фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук.
  • Мааак - повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м]? Какой это звук? Берем фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем ее после [м].
  • Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Берем фишку, обозначающую твердый согласный звук, кладем ее после звука [а].
  • Назовите все звуки в слове мак по порядку.
  • Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?
  • Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?
  • Назовите гласный звук в слове.
  • Назовите согласные звуки в слове.
  • Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак).

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

свернуть

 «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»

развернуть

Несформированность грамматического строя речи у детей с нарушениями речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет  действие с предметом. Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников. Дошкольники редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значения предлогов. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным грамматическим оформлением в предложных конструкциях. 

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

замена одной предложно - падежной конструкции другой (Дом стоит на реке).

неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Наиболее перспективным в формировании предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра  – основное занятие детей, их работа. Играть в игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).

Для формирования предложно-падежных конструкций у детей используем различные игры. Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Игра «Веселое путешествие».

Необходимо вставить «маленькое слово» (предлог). Взрослый читает фразу и показывает картинку, а ребенок подбирает нужный предлог и проговаривает все предложение.

Мама садится …. в машину.

Коля бежит ….по дороге.                                 

Автобус едет….по улице.

Петя любит ездить ….на велосипеде.

Игра с мячом «Добавь слова».  Необходимо закончить предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».

Стол стоит….

Полочка с книгами висит….

Мишка сидит….

Пирамидка стоит….

Кукла лежит….

Дверь находится….

Игра «Исправь ошибки».

Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте предложение.

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.

Игра «Солнечный зайчик».

С  помощью зеркала взрослый показывает солнечного зайчика, а ребенок ищет зайчика, а когда найдет – отвечает, куда он спрятался.

Зайчик на скамейке.

Зайчик под столом  и т.п.

Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.

Мальчик идет папа (с папой).

Девочка играет кот (с котом).

Девочка идет мама (с мамой).

Мальчик играет  машина (с  машиной).

Игра «У кого? У чего?».

Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

Язычок – у человека, у ботинка;

Ножка – у стула, у ребенка, у гриба.

Игра «Скажи наоборот».

- «Мальчик положил мяч в ящик» - «Мальчик вынул мяч из ящика».

- «Девочка налила воду в графин». -....

- «Мама положила яблоки на стол». -....

- «Брат поставил лампу на тумбочку». -....

- «Машина подъехала к дому». -....

- «Дедушка подошел к забору». -....

Таким образом, уважаемые родители, играя с детьми можно научить и закрепить полученные знания. Для закрепления полученных на занятиях знаний вам необязательно иметь специальные логопедические  игры, можно обойтись теми предметами, что у вас есть дома. Мы предлагаем  использовать те игры, с которыми вы сегодня познакомились. Играйте и разговаривайте с детьми дома, по дороге в детский сад, во время прогулки. И тогда у нас с вами все получится.

 

 

 

свернуть

В сенсорные игры играем - речь развиваем

развернуть

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия). Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня предлагаю вам познакомиться с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей.

Игра «Чудесный мешочек» Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка» Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом большим и безымянным получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

Игра «Мозаика из бросового материала» Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

 Игра «Шагаем в пробках» Не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное «Мишка косолапый, по лесу идёт». Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок» Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: «Рано утром встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок» Смена рук «Скорее корма дайте мне».

Игра «Рисуем на крупе» Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? Солнышко! А солнышко, какое? круглое! А какого оно цвета? желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать что? Яблоко.

Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

 

 

 

Памятка для родителей

 Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).
  8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
  11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами
  12. Режьте ножницами.

Дорогие родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д. Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

 

 

 

свернуть

 «Игровые упражнения для формирования  звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

развернуть

Уважаемые родители. Всем известно, что речь является одной из важнейших функций человека. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей страдающих нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение звуко-слоговой структуры слова.

Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски звуков, слогов, или добавляются звуки, слоги, значит, структура слова произносится неверно. А слоговое нарушение приводит к нарушению чтения и письма в начальной школе. Важно чтобы у ребёнка была чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи, ведь младшие школьники как говорят, так и пишут и читаю.

Для того чтобы ребёнок лучше говорил необходимо развивать речевые навыки дыхание, темп, ритм, повышение и понижение голоса, различные интонации, чтобы речь была плавной и не прерывной, а также необходимо:

-развивать артикуляционный аппарат его переключаемость;

-развивать ориентировку в пространстве, на себе на листе бумаги;

-развивать умение слушать и различать сначала не речевые звуки, затем речевые;

-развивать слуховое внимание, память, воспроизведение ритма, ритмического рисунка слова;

-развивать навыки фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;

-развивать умение самостоятельно употреблять различные грамматические и словообразовательные формы в речи.

Если такие трудности возникают у, вашего ребёнка не переживайте вы всегда сможете ему помочь, а как это сделать, я вам сегодня расскажу и покажу.

Предлагаю вам  игры и упражнения для коррекции и развития слоговой структуры слова. Всём этим вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребёнком не требующих большой подготовки.

Упражнение: «Запомни и назови»

Ход: Внимательно посмотри и запомни предметы разложенные на столе. Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку).

Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи и различить слова контрастные по длине.

Упражнение: «Лишнее слово»

Ход: Внимательно прослушай ряд слов и назови не похожее на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Упражнение: «Правильно – неправильно»

Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушай внимательно слова и подними флажок, если услышишь неправильное слово.

Моноток – молоток

Тул – стул

Зуйка – зайка

Мутюг –утюг

Ломоко – молоко

Шинама - машина

- А как правильно сказать?

Ритмическая игра: «Дятел»

Ход: Внимательно послушай и запомни, как стучит дятел.

Долбит дятел в лесу сук раздаётся!!,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся!,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся!,

и. т. д.! ! !;! !;!! !;! .

Ритмическая игра: «Кукушки на опушке»

Ход: Две кукушки на опушке говорили, как подружки.

Руки отвести назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус в право и сказать «Ку – Ку», затем влево «Ку – Ку». Затем глубокий наклон вперёд и длинно произнести «Ку – у – у» (рисунок ритмический)

Руки отвести на зад как крылья, слегка наклонить корпус в право и сказать «Ку – Ку», Глубокий наклон вперёд «Ку –у –у». Затем поворот корпуса влево «Ку -у –у» (рисунок)

Интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Если ребёнок испытывает затруднение, то показать предметную картинку.

Продолжи строчки из стихотворений или «Доскажи словечко»

Пчёлка, пчёлка!

Золотая холка!

Полети на лужок!

Принеси мне (медок) 

Лето, лето к нам пришло

Стало сухо и (тепло) 

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится (мыло) 

Следующее игровое упражнение поможет развить навык фонематического анализа и синтеза на определение первого и последнего звука в слове.

Упражнение: «Кто самый внимательный?» 

Ход: Кто из вас самый внимательный? Тот назовет первый согласный звук в слове: куст, сон, спор, пел, суп, лес, стул, мост, хвост нос.

А кто сможет назвать последний согласный в слове. Ошибаться нельзя.

Кто из вас сможет назвать первый и последний согласный в слове?

Упражнение: «Где спрятался звук?» 

Ход: Внимательно слушай и постарайся найти место гласного звука «У» в слове, поставив красную фишку (в начале, в конце или в середине) слова на схеме. (Улитка, сижу, булка)

Внимательно слушай и постарайся найти место согласного звука «П» в слове поставив синюю фишку (в начале, в середине и в конце) слова на схеме (парта, суп, капуста).

Упражнение «Так бывает?»

Ход:

У жабы шуба? Нет у жабы шубы.

У рыбы руки? Нет у рыбы рук.

У мухи лапы? Да у мухи лапы.

У кота зубы? Да у кота зубы.

У кита ноги? Нет у кита ног.

У деда сани? Есть у деда сани.

У мамы бусы? Есть у мамы бусы.

У Вовы часы? Есть у Вовы часы.

У дома ухо? Нет у дома уха.

Сегодня Вашему вниманию были представлены игры и упражнения, которые способствуют преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова. Эти игры вы можете использовать в работе с детьми дома. Каждая мама очень многое может сделать для своего малыша. Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи вашего ребёнка.

свернуть

«Играем дома — развиваем речь»

развернуть

"Только веселые слова". Играть лучше в кругу. Кто из играющих определяет тему. Нужно назвать по очереди только веселые слова. Первый игрок произносит: "Клоун", Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только "зеленые" слова (огурец, елка и т. д., только "круглые" (Колобок, колесо и т. д.).

"Слова - мячики". Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим "Холодный", а ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Горячий". Затем игроки меняются ролями.

"Антонимы в сказках и фильмах". Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название-антоним, а дети должны будут угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке")

"Мышь в сапогах" - ("Кот в сапогах")

"Зеленый платочек" - ("Красная шапочка")

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе")

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ""Сказка о мертвой царевне и семи богатырях").

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик").

"Если вдруг. " Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например. Если вдруг на Земле исчезнут:

все пуговицы

все учебники и книги

все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Можно предложить ребенку и другие ситуации, например, если бы у тебя была:

живая вода

цветик-семицветик

сапоги-скороходы

ковер-самолет и т. д.

"Подбери слово". Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова обозначающие его признаки, качества. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная.). Снег какой (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий.) .

"Кто что умеет делать? ". Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.).

"Веселые рифмы". Играющие должны подобрать к словам рифмы:

свечка - печка

трубы - губы

ракетка - пипетка и т. д.

«Потерялись»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

«Что умеют делать звери?»

Цель: составлять разнообразные словосочетания.

Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением данного зверя.

«Кто больше действий назовет»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.

Детям задают вопросы, требующие использования при отве­те глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает дворник? — подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? — играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог: побеждает тот, кто на­берет ленточки всех расцветок.

«Закончи предложение»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и … (стала умываться). Коля оделся и … (побежал гулять). Он замерз и … (пошел домой). Зайчик испугался и … (убежал, спрятался). Ира обиделась и … (заплакала).

«Где, что можно делать?»

Цель: использовать в речи глаголы.

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

 «Что это значит?»

Цель: сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.

Взрослый произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:

свежий ветер — прохладный;

свежая рыба — недавно выловленная, неиспортившаяся; свежий хлеб — мягкий, только что испеченный;

свежая рубашка — чистая, выглаженная, выстиранная;

свежая газета — новая, только что купленная;

свежие краски — незасохшие, яркие;

свежая голова — отдохнувшая;

глухой (старик) — тот, кто ничего не слышит;

глухая ночь — тихая, безлюдная, темная;

глухой шум поезда — отдаленный, приглушенный, неслышный.

 «Прятки»

Цель: выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева от, справа).

Материал: очень мелкие игрушки: комар, муха, шмель, пчела, оса (делаются из целлофана или фольги; не обязательно разные, может быть какое-то одно насекомое). Заранее заготовленные игрушки незаметно прячут в разных местах комнаты.

Детям говорят, что пришло письмо. В нем сообщается, что к ним в комнату прилетели и поселились непрошенные гости — следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола.

Спрашивают, кто пойдет на поиски. (Ребенок отыскивает спрятанное.) Кто-то спрятался в уголке игрушек за шкафом. Кто-то спрятался под кукольной кроватью. Кто-то спрятался на столе справа от среднего окна. При каждом очередном сообщении ребенок отыскивает   непрошеного   гостя.

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, корот­кое, красное.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, ве­селая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

«Задумай слово»

Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребенок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например: он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котенок).

 

Если Вы будете играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

свернуть

«О развитии речи всерьез»

развернуть

- Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. В  последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.  На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие  технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Одним из видов здоровьесберегающих технологий по развитию речи является гимнастика. Виды гимнастики,  используемые для развития речи детей:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная;
  • релаксационная;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игровой массаж, самомассаж.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

  1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

- Какие пальчиковые гимнастики вы знаете?

Игра «Заинька» (движения выполняются обеими руками сразу)

Раз, два, три, четыре, пять.                    поочередно загибаем пальчики, начиная с большого

Вышел заинька гулять.                          показываем «ушки» указательным и средним пальцем

Что нам делать? Как нам быть?            разводим ладошки в стороны и поднимаем плечики

                                                                  /удивляемся/

Будем заиньку ловить                            хватательные движения пальчиками

Снова будем мы считать 

Раз, два, три, четыре, пять                     поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.

Игра «Капуста» (движения выполняются обеими руками сразу)

Мы капусту рубим, рубим…                  (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем                        (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…                  (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем,                       (сжимаем и разжимаем кулаки)

Что за скрип?                                           (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст?                                           (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст?                               (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста?                                       (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

2.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха. Сделать вдох ("наливают бензин") и начать движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р".

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

- Какие артикуляционные гимнастики вы знаете?

Упражнение «Жаба Квака»           Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала,     - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала,               - дети зевают

Травку сочную сжевала                 - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала,                   - глотают

На кувшинку села,

 Песенку запела:

 "Ква-а-а-а!                                      - произносят звуки отрывисто и громко

 Квэ-э-э-!

 Ква-а-а-а!

 Жизнь у Кваки хороша!

Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки с дедушкой»

«Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись—в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим—положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

и на опушке мы видим грибочки

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала БЛА-БЛА-БЛА…».

  1. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.

Релаксационное упражнение «Солнышко» 

 С добрым утром, глазки!                                  Указательными пальцами поглаживать глаза

Вы проснулись?                                          Сделать из пальцев “бинокль” посмотреть в него

С добрым утром, ушки!                                    Ладонями поглаживать уши

Вы проснулись?                                           Приложить ладони к ушам “Чебурашка”

С добрым утром, ручки!                                   Поглаживать то одну, то другую ручки

Вы проснулись?                                           Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!                                  Поглаживание коленок

Вы проснулись?                                           Потопать ногами

С добрым утром, солнце!                                 Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

Я - проснулся! (проснулась)                       (посмотреть вверх)

  1. ИГРОВОЙ МАССАЖ И САМОМАССАЖ - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

Игры с сыпучими материалами

  1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждое слово перекладываем фасолины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.

«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

 Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

  1. «Чудесный мешочек» В тканевый мешочек помещаем муляжи овощей или фруктов. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить, какой овощ или фрукт он нащупал.

 Игры с прищепками.

 Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на каждое слово стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь,                  (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

 А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

 Игра с карандашом. (Лучше использовать карандаш – трехгранник или шестигранник)

 Карандаш в руке катаю,

 Между пальчиков верчу.

 Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

 Массаж Су – Джок шарами

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

  1. Следующие игры – это ПОДВИЖНО-РЕЧЕВЫЕ.

Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработке коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции.

  1. Игра «Мяч по кругу»

Взрослые строятся в круг. Родители  идут вместе с ведущим и проговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». После слова «фрукты» игроки останавливаются  и быстро называют любой фрукт, передавая мячик по кругу. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное,  и т. д.).  

  1. Игра «Шаги»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш.

Называется тема: «Вежливые слова». Каждый может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово.

Другие темы: «Все круглое»,  «Слова- утешения»,  «Ласковые слова для мамы»...

 

Спасибо за внимание!

 

 

свернуть

«Сказки весёлого язычка»

развернуть

     Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы попробуем поставить себя на место наших детей и займёмся артикуляционной гимнастикой, столь необходимой для постановки звуков. Несомненно, делая артикуляционную гимнастику, ребёнок прилагает большие усилия, чтобы заставить язычок повторить, то или иное упражнение. Монотонные упражнения не всегда нравятся ребёнку, язычок устаёт, и желание заниматься пропадает. Что же делать? На помощь приходит  игра и сказки. И как показывает опыт, дети выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом.                                   

Итак, сегодня мы с вами отправимся в путешествие  вместе с Весёлым Язычком.

 Если б не было его

 Не сказал бы ничего!

Это наш язычок. Однажды он проснулся рано и решил выглянуть в окошко.

Приоткрыл Язык окно,

 А на улице тепло.

 Язычок наш потянулся,

 Широко нам улыбнулся.

Посмотрел вверх, вниз, вправо, влево.

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На улице тепло, солнышко сияет  и решил язычок пойти погулять. Он вышел во двор и увидел качели, как хорошо кататься на них вверх, вниз.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

До крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Покатался язычок и пошёл дальше, а навстречу ему сердитая кошка, спинку выгнула, вот так. Погладил он кошку и налил ей в чашку молока. Вот какая чашечка была у кошки.

Язык широкий положи,

Его в чашку преврати,

Чашку на губе держи,

Осторожно в рот вноси.

Потом он поиграл в футбол.

Домик Язычка стоял на опушке леса. Отправился Непоседа туда. На полянке росли грибы.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы?

Собрал язычок все грибочки, устал и отправился домой. Идти не может. Увидел на лугу лошадку. Попросил ее. Чтобы она его довезла до домика.

Я лошадка Серый Бок!

Цок – цок – цок - цок.

Я копытцем постучу,

Цок – цок – цок – цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок – цок – цок – цок!

- Вот наш Язычок и дома!

Скрылось солнце за горой,

 Язычок пришёл домой.

Дверь он запер на замок.

 Лег в кроватку и умолк.

 (Упражнения "Лопаточка".)

    Вот такие  сказочные  путешествия мы проводим с детьми, сказок очень много, попробуйте с ребенком придумать свою сказку о жизни Веселого Языка.

  Поверьте, такие путешествия поддерживают настроение детей, желание пройти сложный путь  и вернуться с язычком домой.

  А теперь давайте сделаем артикуляционные упражнения без сказки.

Артикуляционные упражнения:

  1.  «Улыбочка».

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует   10—15 секунд.

  1.  «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.

3«Лопаточка».

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

  1.  «Иголочка».

Узкий копчик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от  1 до 10.

  1. «Сердитая кошечка».

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от  1 до 10.

  1.  «Желобок».

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 секунд.

  1.  «Парус».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от   1 до 10. Выполнять 2—3 раза.

  1.  «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до

  1.  Выполнять 3—4 раза.
  2. «Лошадка».

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.

  1.  «Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5—6 раз.

  1. «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов вглубь рта  и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз.

  1.  «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук <д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).

  1. «Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

  1. «Месим тесто».

Губы в положении улыбки. Покусывание  (пошлепывание губами) кончика языка производится 8-10 раз.

  1.  «Качели».

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз.

  1.  «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5—6 раз.

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики следующие:

  1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
  3. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  4. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  5. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений - покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
  6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослы. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.
  8. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.

Спасибо за внимание.

 

 

свернуть

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

развернуть
  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  1. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  1. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
  1. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  1. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
  1. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
  1. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  1. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  1. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Учите ребенка, играя с ним, вместе вы способны на многое!

Ваш ребенок самый замечательный!

 

свернуть