Советы психолога

Обращаем ваше внимание, на сайте  kids.pomogut.by  можно найти актуальную информацию по безопасности сети интернет: что делать, если человек стал жертвой издевательств или мошенников, если попался в ловушку, стал жертвой агрессии; указаны телефоны для обращения за помощью и другая важная информация. И также размещены наглядные материалы для детей, подростков, родителей, педагогов.

Телефоны доверия

развернуть

ПОМНИТЕ

КОГДА ВАМ ПЛОХО И НИКТО ИЗ БЛИЗКИХ НЕ МОЖЕТ ВАМ ПОМОЧЬ, НАБЕРИТЕ НОМЕР

170

И...

ВЫ НАЙДЕТЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА, КОТОРЫЙ ВЫСЛУШАЕТ И ПОМОЖЕТ ВАМ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ

БЕСЕДА ВЕДЕТСЯ АНОНИМНО. ТАЙНА РАЗГОВОРА ГАРАНТИРУЕТСЯ.

170 - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Г. ГРОДНО

SKYPE: HELP170

E-MAIL: HELP170@MAIL.RU

НАШ ГОРОДСКОЙ НОМЕР: 170

МЫ СПЕШИМ ВАМ НА ПОМОЩЬ!

Центры дружественные подросткам

Гродненской области

Центр дружественный подросткам и молодежи «Позитив»

ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно»

г. Гродно, ул. Доватора, 23

«Телефон доверия» психолога 8 (0152) 55 88 06

------------------------------------------------------------------------------------------------

Центр дружественный подросткам «Контакт»

филиал «Детская центральная городская

клиническая поликлиника г. Гродно»

г. Гродно, ул. Гагарина, 18

тел. 8 (0152) 65 63 75

 

------------------------------------------------------------------------------------------------

Центр дружественный подросткам «Твой выбор» 

УЗ «Лидская центральная районная больница» Детская поликлиника

г. Лида, ул. Красноармейская, 20

Тел. 8 (0154) 65-50-36

+375 29 306 86 61 

+375 25 516 4862

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию 

тел. 8 801 100 16 11

«Кризисная комната» для женщин, пострадавших от семейного насилия в г. Гродно

Позвонив на городской номер 8-0152-960-500, специалисты центра социального обслуживания населения на полной конфиденциальной основе окажут вам следующую помощь:

· бесплатное предоставление комнаты для временного проживания сроком до 10 суток, с безвозмездным оказанием помощи в переезде к месту временного проживания;

· оказание адресной социальной помощи;

· бесплатная консультация юриста;

· психологическое сопровождение специалиста.

«Кризисная комната для мужчин-агрессоров» в г. Гродно

В комнате созданы все условия для оказания индивидуальной психологической помощи и проведения групповых коррекционных занятий. С мужчинами-агрессорами работают два психолога сразу – мужчина и женщина – обязательно в паре, что связано с особенностями проведения психологической коррекции при таком типе проблем.

На первом этапе – на протяжении месяца – психологическая помощь направлена на то, чтобы мужчина прекратил проявления насилия и осознал последствия своих действий, сочувствовал близким.

На втором этапе – на протяжении трех месяцев – научат контролировать свое поведение.

Помощь семейных психологов в комнате бесплатна и конфиденциальна.

Обратиться можно по телефонам: 8 (0152) 73-03-86, 8 (0152) 72-33-34.

свернуть

Комплекс мер по профилактике суицидального поведения

развернуть

Профилактика самоубийств относится к приоритетным вопросам демографической безопасности Республики Беларусь.

Проблема суицидального поведения сложна и многогранна. На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов. Комплексный подход к профилактике суицидов, реализуемый в Республике Беларусь, демонстрирует пример эффективного межведомственного взаимодействия при решении сложных вопросов социального характера, требующих участия различных государственных и общественных институтов, консолидации усилий общества в целом на достижении важнейшей задачи – стабилизации численности населения нашей страны.

ПОДХОД LIVE LIFE (СОХРАНИ ЖИЗНЬ)

Для оказания поддержки странам в их усилиях по предупреждению самоубийств, ВОЗ публикует всеобъемлющие рекомендации по реализации своего подхода LIVE LIFE. Данный подход включает в себя четыре стратегии:

ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства, таким как высокоопасные пестициды и огнестрельное оружие;

разъяснительная работа со СМИ о необходимости ответственного подхода к освещению самоубийств;

содействие развитию социально-эмоциональных навыков у подростков;

раннее выявление, оценка, оказание поддержки и последующее наблюдение за всеми, кто страдает от суицидальных мыслей и поведения.

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ОРУДИЯМ СОВЕРШЕНИЯ САМОУБИЙСТВА

К числу других мер относятся ограничение доступа к огнестрельному оружию, уменьшение количества единиц лекарственных препаратов в упаковках и установку барьеров на объектах, расположенных на высоте.

Ответственный подход к освещению самоубийств в СМИ.

Публикация в СМИ сообщений о самоубийствах может привести к росту числа самоубийств на почве подражания, особенно если речь идет о самоубийстве известного человека или приводится описание способа самоубийства.

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ,

ПОДВЕРЖЕННЫМИ РИСКУ СУИЦИДА

В отношении лиц, страдающих суицидальными мыслями и поведением, рекомендовано принимать меры по раннему выявлению, оценке, оказанию поддержки и наблюдению. Одним из наиболее серьезных факторов риска самоубийства является уже имевшая место попытка суицида.

Рекомендуется обеспечить обучение работников здравоохранения методам раннего выявления, оценки, оказания поддержки и последующего наблюдения. Дополнить поддержку, оказываемую медицинскими службами, может работа с группами людей, переживших попытку самоубийство. Также рекомендуется организация служб кризисной поддержки для оказания неотложной помощи лицам, находящимся в ситуации острого психического стресса.

10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств

Суицид входит в число 10 наиболее распространенных причин смерти населения во всех странах и трех ведущих причин смерти в возрастной группе от 15 до 35 лет. Для мирового здравоохранения суицид – это глобальная, трагическая проблема. Всемирная организация здравоохранения наряду с Международной ассоциацией по предотвращению самоубийств, которая выступает спонсором, ежегодно 10 сентября проводит День предотвращения самоубийств, который носит международный характер.

Психологическое и социальное воздействие самоубийства на семью и общество огромно. Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Если же самоубийство происходит в учебном заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей.

Попытки женщин покончить с собой встречаются чаще в 4 раза, чем у мужчин. Эксперты сообщают, что большинство людей, решившихся на этот поступок, не имеют твердого намерения умереть. А основными причинами самоубийств называют бедность, безработицу, страх наказания, душевные болезни, домашние огорчения, однотонность жизни и неизлечимые, тяжелые заболевания.

В этот день все организации, борющиеся за психическое здоровье наций, призывают людей проводить акции и мероприятия "по укреплению чувства ответственности за спасение жизни людей, которые могут быть потеряны в результате суицида". Так как самоубийство является одной из основных — глобальных причин смертности среди молодёжи, ВОЗ призывает к универсальному подходу предотвращения этого кошмара. В работе с молодежью требуется слаженная работа образовательных, здравоохранительных и правоохранительных органов, также стоит подключать религию, политику и средства массовой информации.

Профилактика суицидального поведения представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию. Всемирный день предотвращения суицида, по замыслу представителей Международной ассоциации по предотвращению самоубийств, призван привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме.

Выделяют внешние поведенческие и словесные 

маркеры суицидального риска

Поведенческие маркеры:

-Тоскливое выражение лица. Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.

-Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность,раздражительность, ворчливость.

-Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.

-Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).

-Амимия (отсутствие мимических реакций).

-Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.

-Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.

-Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).

-Двигательное возбуждение.

-Склонность к неоправданному риску.

-Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».

-Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).

-Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.

- Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.

-Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.

-Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

-Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими

-Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

-Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

-Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

-Прощания.

-Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество и т.п.).

-Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

свернуть

Меньше стресса

развернуть

Эмоциональное выгорание

развернуть

Эмоциональное насилие

развернуть

«ТОЛЬКО ТЫ – сделай свою жизнь яркой!»

развернуть

№ п/п

Мероприятия

Дата

Место

Участники

Ответственные

         1.          

Оформление и дополнение  стендов, сайта учреждения образования информацией, пропагандирующих ценность человеческой жизни. Актуализация сведений о действующих службах, оказывающих экстренную социальную и психологическую помощь несовершеннолетним,  находящимся в кризисном состоянии, в т.ч. числе экстренную психологическую помощь по телефону; о номерах «телефонов доверия», «горячих линий»

10.09.2024-10.10.2024

Сайт, стенды, соцсети

Участники образовательного процесса

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, модератор сайта

 

         2.          

Круглый стол «Мотивы суицидальных проявлений»

10.09.2024

К.306

Педагоги

Педагог-психолог

         3.          

Релиз по профилактике суицидального поведения по выявлению ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних

11.09.2024

К.306

Молодые специалисты

Педагог-психолог

         4.          

Семинар «Буллинг как социально-психологическое явление»

30.09.2024

К.306

Классные руководители

Педагог-психолог

         5.          

Размещение на сайте учреждения,  мессенджере «ВКонтакт» - «Родительский клуб» рубрики «Профилактика насилия в семье», «Насилие в семье – это преступление», «Травли – НЕТ!»

10.09.2024-10.10.2024

Сайт, стенды, соцсети

Законные представители несовершеннолет-них (далее – законные представители)

Педагог-психолог

         6.          

Консультация «Обучение законных представителей учащихся распознаванию симптомов суицидального поведения у детей, навыкам эффективного взаимодействия в ситуации кризиса»

28.09.2024

К. 205

Законные представители

Педагог-психолог

         7.          

Мониторинг соцсетей с целью выявления негативных явлений, участия в группах суицидальной направленности, наличия негативного контента учащихся

10.09.2024-10.10.2024

Онлайн

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители

         8.          

«Путешествие к Алфею» (способствовать благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников, развитие эмоционально-волевой сферы, эмпатии обучающихся 1 класса)

«Давайте жить дружно» (встреча с педагогом – психологом)

Арт-мастерская «В объективе – такая разноцветная жизнь!»

19.09.2024

 

 

18.09.2024

28.09.2024

К. 204

 

 

К. 307

К. 202, 301

Учащиеся 1 класса

 

2 класса

3-4 класса

Педагог-психолог

         9.          

Психологические  акции  «Возьми себе кусочек позитива»,  «Цвет настроения…разный!»,  «Выдуваем негатив», «В стиле 90-х», «День без рюкзаков»

10.09.2024-10.10.2024

Онлайн

Учащиеся 1-9 кдассов

Классные руководители, педагог-психолог

       10.        

«Мир, в котором я живу» (встреча с педагогом – психологом)

28.09.2024

К. 312, 308

Учащиеся 6-7 классов

Педагог-психолог

       11.        

«Ценность жизни» (откровенный разговор, направленный на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих  установок)

25.09.2024

К. 30302

Учащиеся 8 класса

Педагог-психолог

       12.        

«Искусство ставить цели» (разговор с педагогом – психологом) приобретение навыков целеполагания

03.10.2024

К.306

Учащиеся 9 класса

Педагог-психолог

       13.        

Составление банка данных обучающихся, которые требуют психолого-педагогической помощи и склонность к суицидальному поведению

10.09.2024-10.10.2024

К.205

Учащиеся 1-9 классов

Педагог-психолог

       14.        

Обмен мнениями «Позитивное мышление» (развитие навыка  позитивного мышления)

10.10.2024

К. 303

Учащиеся 5 класса

Педагог-психолог

       15.        

Игра-практикум «Подарим друг другу радость»

08.10.2024

К. 303

Учащиеся 5-6 классов

Педагог-психолог

       16.        

Разработка и распространение листовок по профилактике суицида

10.09.2024-10.10.2024

К. 205

Волонтерский отряд

Педагог-психолог, педагог-организатор

       17.        

Выставка детских рисунков «Я рисую счастливую жизнь»

10.09.2024-10.10.2024

Фойе 3 этажа

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители

       18.        

Фотомарафон «Дарим позитив»

10.09.2024-10.10.2024

Онлайн

Учащиеся 1-9 классов

Педагог-организатор

       19.        

Классные и информационные часы:

1-2 классы «В поисках хорошего настроения»;

3-4 классы «Формула позитивных эмоций»

5-7 классы «Мои жизненные ценности»

8-9 классы «Жизнь не игра, перезагрузки не будет»

10.09.2024-10.10.2024

Классные кабинеты

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители

       20.        

День здоровья «Быть здоровым, жить активно - это стильно, позитивно!»

14.09.2024

Стадион

Учащиеся 1-9 классов

Руководитель по ФВ

       21.        

Просмотр и обсуждение социального ролика по профилактике суицида

10.09.2024-10.10.2024

Классные кабинеты

Учащиеся 7-9 классов

Руководитель по ВПВ

       22.        

Флешмоб «Улыбнись жизни, ты ей нравишься!»

10.10.2024

Фойе 3 этажа

Учащиеся 1-9 классов

Педагог-организатор

свернуть

Насилие угрожает вашей жизни?

развернуть

Безопасное проживание в «кризисной» комнате

развернуть

Графические признаки насилия в изобразительной продукции младших школьников

Дети от 6 до 12 лет не имеют склонности говорить о насилии – это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.
развернуть

Многие авторы подчеркивают большую ценность использования арт-терапии в работе с детьми, постра­давшими от сексуального насилия(Копытин А.И. 2009). Это связано с невербальным характером экспрессии во время сеансов арт-терапии, что позволяет отреагировать весьма слож­ные чувства, в том числе деструктивные и самодеструктивные тенденции. При этом, благодаря использованию различных ма­териалов и образов, ребенок может выражать подобные пере­живания, не причиняя себе и окружающим вреда. Дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия. Дети от 6 до 12 лет не имеют склонности говорить о насилии – это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.

Выделяют некоторые индикаторы, которые в дополнении с другими методами при проведении клинического обследования могут быть существенными признаками пережитого ребенком сексуального насилия:

1) обрезанные или укороченные руки, плохая интегрированность частей тела и отсутствие ног;

2) отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями с руками;

3) преувеличенные руки могут говорить о тревоге или вине в отношении мастурбации, сексуальной агрессии или другого вида сексуального поведения;

4) заштрихованные или отсутствующие рот и глаза, неровная поза отражают высокую степень тревожности жертвы насилия;

5) изображенная улыбка неадекватна всей нарисованной сцене– скорее всего, она показывает, что ребенок скрывает истинные чувства или понимание ситуации;

6) нарисованный большой рот в виде круга может говорить об имевшем место оральном сексе;

7) чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие также говорят о наличии сексуальной тревожности, растерянности или неадекватности;

8) использование художественных объектов и материалов в качестве своеобразного «козла отпущения» (дети совершают с ними деструктивные действия); стремление детей портить «хорошие» или «чистые» рисунки путем их закрашивания, сжигания или протыкания. Эта тенденция связана с тем, что дети, являющиеся жертвами насилия, сами склонны его совершать. Гнев и желание наказать обидчика направляются на изобразительные материалы и являются причиной повреждения уже созданных образов. Глиняные фигурки протыкаются или сминаются. Дети могут бросить сырую глину в рисунок, на котором изображен обидчик, они также могут сминать готовые рисунки и бросать их в мусорное ведро, топтать их или рвать на куски;

9) раскрашивание ладоней, рук и лица. По-видимому, эти действия передают переживаемое ребенком состояние «хаоса». По этой же причине некоторые дети весьма настороженно относятся к нанесению краски на свои кожные покровы, и процедура смывания краски представляет для них особую значимость, как бы неосознанное «проигрывание» травматичной ситуации вновь и вновь для обретения контроля над ней;

10) создание изображений ущербных или неполноценных персонажей, а также таких, которые испытывают страх и отчаяние, либо находятся в опасной для них ситуации– это может отражать особенности самовосприятия детей, переживших насилие;

11) некоторые рисунки детей-жертв насилия свидетельствуют об их попытках преодолеть психическую травму посредством механизма «расщепления»: это проявляется в поляризации изображения на две части, отражающие разные грани переживаний – положительную и отрицательную.

После того, как ребенок закончил рисунок, нужно спросить, что на нем изображено, побудить к тому, чтобы он назвал отдельные части тела. Необходимо обратить внимание на то, что на рисунке бросается в глаза.

В последние годы для определения признаков перенесенного насилия в изобразительной продукции детей стали применяться специальные арт-терапевтические диагностические методики, такие, как «Диагностическая рисуночная серия» и рисуночные тесты Сильвер. Тест «Диагностическая рисуночная серия» был разработан американскими арт-терапевтами Барбарой Лесовиц, Шийрой Сингер, Анной Райнер и Бэрри Коэном в 1982 году (Lesovitz, Singer, Rayner, Cohen) в качестве системного инструмента арт-терапевтических исследований (Cohen, Hammer, Singer, 1888).Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает создание отдельного рисунка. При выполнении первого задания – свободного рисунка – испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, используя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисование дерева») испытуемого просят нарисовать дерево. А при выполнении третьего задания испытуемому говорят: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же набор материалов: три листа ватмана, по одному листу на каждое задание, набор художественной пастели, включающий 12 цветов. Согласно данным Кокс и Собол(Сох & Sobol, 1994), рисунки детей-жертв насилия при выполнении ими «Диагностической рисуночной серии» характеризуются следующими особенностями:

1. Сильный нажим, часто сочетающийся со слабым нажимом.

2. Прерывистые, состоящие из точек линии.

3. «Блуждающие», неуверенные линии.

4. Размазывание мелка по поверхности бумаги, нередко приводящее к созданию грязной поверхности.

5. Выход за границы листа бумаги.

6. Создание каракулей. Удары мелком по поверхности бумаги.

7. Необычное расположение основного образа на листе бумаги.

8. Низкая интегрированность изображения, характеризующаяся слабой связью между его элементами.

9. Наличие многократно повторяющихся образов.

10. «Перенасыщенность» изображения, наличие в нем слишком сложных в структурном отношении образов, в том числе за счет добавления к рисунку надписей, содержательно не связанных с образами.

11. Помещение образов в контур.

12. «Наслоение» образов друг на друга.

13. Наличие разделенных, сегментированных образов и др.

При выполнении второго задания для рисунков таких детей также характерно следующее:

1. Хаотичное изображение ствола, корней или кроны.

2. Изображение распадающегося дерева.

3. Дерево вовсе не различимо.

4. Низкая интегрированность образа дерева и др.

Американский арт-терапевт Р. Сильвер, в свою очередь, разработала рисуночный тест (далее – РТС) и тест «Нарисуй историю», которые были переведены на русский язык и стали применяться в нашей стране начиная с 1999 года (проведена значи­тельная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).

РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный характер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоциональной сфер и образа «Я» испытуемых. Пример такого рисунка: автором яв­ляется девочка 10 лет, находящаяся на воспитании в детском доме; ее родители лишены родительских прав. Для девочки ха­рактерны депрессивные реакции. Она пережила сексуальное насилие и в настоящее время проходит реабилитацию. Рисунок дополнился следующим рассказом ребенка: «Был весен­ний день; девочка играла и увидела собаку. Потом собака уку­сила ее, и она горько заплакала. Девочка тяжело переживала эту травму».

По шкале эмоционального содержания данный рисунок можно оценить в 1 балл (изображение деструктивного взаи­модействия); по шкале оценки образа «я» — также в 1 балл (идентификация с одиноким, беспомощным персонажем).

Диагностика эмоциональных и поведенческих нарушений с использованием задания на воображение основана на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использованием двух шкал.

Тесты Сильвер могут также использоваться в контексте арттерапии и психологического консультирования со следующими целями:

– в ходе предварительного интервью или первых занятий с целью оценки состояния особенностей защитно-приспособительных реакций у жертв насилия, характерных для них механизмов копинга и защиты; при этом тесты Сильвер обеспечивают безопасное для ребенка самораскрытие, поскольку он, как правило, не осознает связи между травматичным опытом и его проявлением в рисунках;

– с целью включения ребенка в изобразительную деятельность, когда он, например, не знает, с чего начать, на какую тему рисовать, стесняется это делать, заявляет, что не умеет рисовать; ребенку легче начать рисовать, когда в его распоряжении есть какой-либо стимульный материал, в том числе в виде «готовых картинок»;

– с целью динамической оценки изменений в состоянии ребенка, достигнутых в результате проведенной с ним коррекционной работы, применения превентивных или развивающих программ, в том числе для подтверждения терапевтической эффективности вмешательства;

– с целью оказания на ребенка коррекционного воздействия, например, позволяя ему путем создания рисунков отреагировать негативные чувства (заместительная виктимизация), а также показывая ему на основе обсуждения созданных им рисунков и историй их связь с характерными для него формами реагирования, конкретными обстоятельствами прошлого и настоящего.

свернуть

Фрагмент информационного сообщения для родителей

Процесс общения маленького ребенка с другими людьми проходит через «родительский фильтр».
развернуть

С возрастом достаточно тяжело контролировать все знакомства ребенка, с одной стороны, а с другой стороны, ребенок нуждается в некоторой самостоятельности. Для того чтобы уберечь своего ребенка от пагубного воздействия окружающего мира, необходимо проводить воспитательную работу с ребенком как можно раньше. В раннем и младшем дошкольном возрасте будет уместен, в первую очередь, личный пример родителей. Например, во время звонка в дверь необходимо посмотреть в глазок. С детьми постарше важно проводить беседы, что нельзя без разрешения взрослых брать конфеты на улице у чужих людей, нельзя одному ребенку в темное время суток прогуливаться по улице, нельзя ходить и играть там, где есть гаражи или идет стройка, и т.д.

Для того чтобы процесс формирования навыка безопасного поведения у детей протекал более продуктивно, родителям необходимо соблюдать некоторые ПРАВИЛА:

  1. Стремиться, чтобы ребенок полностью доверял Вам.
  2. Рассказывать ребенку о возможных (произошедших) случаях, но не запугивать его! Не всю криминальную информацию можно рассказывать ребенку, так как страх может парализовать сознание ребенка, и он ничего не сможет сделать самостоятельно в нужную минуту.
  3. Беседовать с ребенком систематично. В итоге соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма.
  4. Использовать разные формы обучения от игр до уроков безопасности.
  5. Быть примером для ребенка не только во время изучения объяснения правил поведения, но и в повседневной жизни, открывая дверь и т.д.
  6. Проявлять участие, если заметили, что ребенку нужна помощь.
  7. Объяснить ребенку правила поведения для сохранения его жизни и здоровья:
  • Не уходи далеко от своего дома.
  • Не бери ничего у незнакомых людей на улице.
  • Не гуляй до темноты.
  • Избегай безлюдных мест.
  • Не входи с незнакомым человеком в подъезд.
  • Не открывай дверь незнакомым людям.
  • Не садись в чужую машину ни под каким предлогом.
  • Всегда громко зови людей на помощь, показывая тем самым, что ты здесь не один.
  • Избегай пустырей, где идет стройка, заброшенные дома, чердаки, подвалы.
  • На все предложения посторонних людей отвечай всегда «НЕТ».

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении Вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Родители должны знать, что:

  1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
  2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
  3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
  4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы либо в доме насильника.
  5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
  6. Сексуальное насилие — это проблема психологической власти над человеком.
  7. Важно своевременно сформировать следующие убеждения у детей:
  • Нельзя дотрагиваться до интимных частей тела другого человека.
  • Нельзя позволять другим людям дотрагиваться до ваших интимных частей тела.
  • Нельзя показывать интимные части тела другим людям.
  • Следует контролировать свое сексуальное поведение, чтобы окружающие чувствовали себя комфортно.

Защитить детей от сексуального насилия — одна из главных задач родителей.

Советы родителям

1. Запомните правило «три К», всегда знайте: КУДА пошел ваш ребенок; КТО пошел с ним; КОГДА он должен вернуться.

2. Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку, дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т.д.

3. Ваш ребёнок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребёнка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребёнок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребёнок выучит правила сексуального поведения, приведенные ниже.

4. Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.

5. Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно.

6. Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.

7. Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.

8. Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.

9. Слушая ребёнка, применяйте «активное слушание». Ребёнок должен знать: если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.

10. Соблюдайте правила сексуального поведения при детях, приведенные ниже.

Правила сексуального поведения для детей

  1. Можно дотрагиваться до своих интимных частей тела, будучи наедине с собой.
  2. Нельзя дотрагиваться до интимных частей тела другого человека.
  3. Нельзя позволять другим людям дотрагиваться до ваших интимных частей тела.
  4. Нельзя показывать интимные части тела другим людям.
  5. Контролируйте свое сексуальное поведение, чтобы окружающие чувствовали себя комфортно.

Правила сексуального поведения для взрослых

  1. Контролируйте игры детей, чтобы знать, где они и что они делают. Не разрешайте играть при закрытых дверях, если вы не уверены в ком-либо из детей.
  2. Желательно, чтобы ребёнок не купался в ванной с другими детьми и не спал в одной кровати с кем-либо. Также предпочтительно, чтобы ребёнок спал в комнате один.
  3. Нельзя давать возможность детям подавлять младших или уязвимых детей.
  4. Нельзя держать в доме откровенно сексуальные материалы.
  5. Взрослые должны быть наедине в ванной или спальне. В доме должны быть установлены четкие правила о вхождении ребёнка и спальню к взрослым (например, стук в дверь). Если взрослые собираются заняться сексом, они должны принять меры, чтобы дети не могли войти или наблюдать их частично раздетыми, или откровенно разыгрывать сексуальное поведение, когда это могут видеть дети.
  6. Взрослые должны быть скромны при детях. Нельзя ходить раздетыми или обнажёнными, если дети находятся рядом. Однако совершенно нормально, если вы показываете доброе отношение друг к другу.
  7. Не разрешайте ребёнку спать или купаться со взрослыми.

Взрослые должны научить ребенка соблюдать эти правила. Важно, чтобы и дети, и взрослые соблюдали их.

свернуть

Памятка для родителей «Сохранение половой неприкосновенности»

развернуть

1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.

2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке».

3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.

4. Ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, работником ЖКХ, налоговым инспектором, журналистом, даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания. Преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, – это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.

5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора.

6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.

7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.

8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.

9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному) идти по улице, то шагать надо быстро и уверенно. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.

10. Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, – человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.

11. Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское со знание.

Что должен знать и уметь ребенок:

уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;

ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка.

свернуть

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

развернуть

Правила поведения в собственной квартире (доме)

 1. Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.

Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала родителям. Не впускай незнакомца, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут.

2. Будь внимателен, выходя из квартиры.

Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.

3. Будь внимателен, входя в квартиру.

Прежде чем открывать дверь ключом, убедись, что поблизости никого нет.

 Правила поведения в подъезде

1. Пользуйтесь домофоном, чтобы вас встретили в подъезде. 

2. Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.

3. Если ты заметил, что за тобой кто-то идет следом, позвони родителям и попроси, чтобы они тебя встретили.

4. Постарайся не выходить один на лестничную площадку в позднее время суток.

 Правила поведения в лифте

 1. Пред тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.

2. Если ты оказался один в кабине лифта с незнакомцем и почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.

3. Как только двери лифта открылись, выскочи на площадку, не собирай вещи (если вдруг что упало), убегай как есть, позови жильцов дома. Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию (102) и сообщи, что произошло, укажи точный адрес.

 Правила поведения на улице

 1. Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу незнакомого человека подвезти тебя.

2. Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.

3. Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми из автомобиля, а тем более не соглашайся сесть в него.

4. Если автомобиль начнет медленно двигаться рядом, отойди от него либо перейди на другую сторону дороги.

5. Не ходи один в отдаленные и безлюдные места.

6. Увидев впереди подозрительную группу людей или человека в нетрезвом состоянии, лучше перейди на другую сторону улицы.

7. Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.

  Что делать, если на улице к тебе пристает незнакомец

 1. Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.

2. Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям.

3. Ни в коем случае в такой ситуации не заходи в тихие дворы и чужие подъезды.

4. Позвони по телефону родителям либо знакомым и громко скажи, где ты находишься, попроси встретить.

5. Если незнакомец приблизился слишком близко и собрался преградить тебе дорогу, остановить тебя, постарайся бросить что-нибудь в сторону нападающего, чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.

6. Убегай туда, где много людей.

7. Если вырваться не удалось, громко кричи «ПОМОГИТЕ!», чтобы привлечь внимание.

 Правила поведения в чужом автомобиле

 1. Если пришлось добираться домой на попутном автомобиле либо остановленном на улице такси, запомни сам и попроси провожающих (если такие есть) записать номер и марку автомобиля.

2. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в машину, где уже сидят пассажиры.

3. Постарайся постоянно поддерживать разговор по мобильному телефону с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.

4. Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.

свернуть

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

развернуть

Правило пяти «НЕЛЬЗЯ!»

1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и пускать их в квартиру.

2. Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.

3. Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.

4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними, даже если очень интересно.

5. Нельзя задерживаться на улице с наступлением темноты.

свернуть

Что нужно знать подростку (и девушке, и юноше), отправляющемуся на вечеринку/в гости/на дискотеку

развернуть

1. В большинстве случаев уже только одно согласие девушки пойти на вечеринку с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем это закончится и согласна на это. Последующее сопротивление может восприниматься как заигрывание.

2. Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзьями. Во время вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!

3. В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощавшись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.

4. Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дискомфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувствуешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.

5. С самого начала общения обозначь границы возможных взаимоотношений.

6. Если ты находишься с кем-то, кто заставляет чувствовать тебя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или высказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать общение с этим человеком.

7. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие.

8. Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта.

9. Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых либо родственников забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею.

Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства.

Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:

  •    Пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
  •   Игнорирует твои чувства и не слушает того, что ты говоришь;
  •    Ведет себя с тобой как с хорошей знакомой, хотя это не так.

Обращая внимание на эти знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных местах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

свернуть

Рекомендации родителям

развернуть
  • Запомните правило «три К». Всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок, Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.
  • Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. (Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения – это хорошо, но не рассказывать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя – это плохо).
  • Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.
  • Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.      
  • Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний телефон и адрес.
  • Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если они представляются почтальоном, милиционером, сантехником.
  • Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома.
  • Ваш ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он испугался или окажется в критической ситуации.
  • Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (на стройках, свалках и др.).
  • Не позволяйте детям далеко уходить от дома.
  • Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого вам человека.
  • Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, кружка. Если ребенка забирает кто-то другой, заранее предупредите об этом воспитателя или учителя.
  • Научите ребенка не садиться в машину к незнакомому человеку.
  • Не разрешайте детям принимать от незнакомцев игрушки, сладости, подарки.
  • Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция), определите с ним наиболее безопасный маршрут.
  • Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у ребенка, в каком именно месте он гуляет.
  • Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территорию района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
  • Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда, даже если вам по какой-то причине неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда держите под рукой эти номера.
  • Воспользуйтесь функцией «родительский контроль» при установлении настроек интернета.
  • Если ребенок сообщил вам, что записался в кружок, спортивную секцию, не поленитесь, посетите данное учреждение. Поинтересуйтесь, кто является руководителем данного заведения, кто следит в нем за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий.
  • Особое внимание уделяйте вопросам безопасности ваших детей при отъезде в летние лагеря отдыха
свернуть